Красноярск Архитектурный || Архитектура города Красноярска
Красноярск АРХИТЕКТУРНЫЙ
Архитектура в датах
Главная страница
История города
Архитектура города
Церкви, храмы, соборы и монастыри
Образовательные учереждения прошлого
Старые музеи города
Муниципальные, общественные здания
Жилые и торговые дома
Мосты города
Гостевая книга

[1]     [2]     [3]     [4]     [5]     [6]     [7]    

       Одной из крупных частных построек, характеризующих творчество другого красноярского зодчего Л.А. Чернышева, является дом, принадлежавший А.В. Телегину . Это трехэтажное кирпичное здание было построено в 1911 году (19 января 1912 состоялось освящение дома). Современники воспринимали новую постройку на Воскресенской улице как: «роскошное и громадное помещение, где множество комнат, паровое отопление, масса света, тепло, изящная отделка, все удобства, которые могли бы удовлетворить самого прихотливого квартиранта».

       Архитектор в композиционном решении главного фасада использует традиционное для большинства крупных зданий города того периода художественное средство — симметрию. Она создается приемом выделения центрального и боковых ризалитов, оформленных в характерных для Л.А. Чернышева «египетских» мотивах. Усиление симметричной устойчивости композиции фасада достигается уравновешиванием центрального круглого окна арками боковых ризалитов, а также большими проемами прямоугольных витрин. Вместе с тем, композиция характеризуется динамичной устремленностью по вертикали, что подчеркивается стройным завершением бескарнизных ризалитов. Условия размещения здания в сплошной линии застройки определили плоскостное «фасадное» решение декоративной композиции.

       Более свободное построение архитектурно- художественных форм Л.А. Чернышев применил в композиции дома-особняка И. А. Ицына (ул. Кирова, 25). Симметричное решение главного фасада, предполагавшееся в проектном варианте, в осуществленном здании заменено асимметричным, создавшим зрительно ощутимую динамику плоскостных масс фасада. Несмотря на относительно свободное размещение особняка на усадебном участке, композиция его решена архитектором, главным образом, в ракурсе «фасадного» восприятия, дополненная скромной декорацией других фасадов. Среди застройки Красноярска особняк выделяется своими «мавританскими» мотивами художественно-стилевого оформления.

       Еще более уникальной для Красноярска постройкой, выполненной Л.А. Чернышевым в 1912 — 1913 годах, является его собственный дом (ул. Марковского, 21). В свободном творчестве, не связанном волей заказчика, наиболее полно раскрылись способности архитектора-художника, отразившие в созданном образце наиболее передовые тенденции архитектуры начала XX века. В пространственной композиции своего дома Л.А. Чернышев использует богатый арсенал формообразующих средств модерна и главный, основополагающий принцип стиля — принцип целесообразности. Они проявляются в свободной компоновке объемов здания, в функционально заданной его планировке, в рационально обусловленных конфигурациях помещений. Внешний облик дома «вытекает» из специфики внутреннего пространства, вызывая ощущение динамичной напряженности форм, многоплановости их восприятия. Готический силуэт здания увязывает сложность его объемов в единый художественный замысел. Современники отмечали еще одну особенность новой городской постройки, указывая, что «строится по Больше-Качинской улице из бутового камня, 4-х этажный дом архитектора — художника Л.А. Чернышева» . Именно конструкция стен из дешевого местного материала — бута (камень, использовавшийся для фундаментов), — облицованного кирпичом, привлекала внимание горожан своей экономической целесообразностью.

       Активно развивавшееся в начале столетия каменное частное строительство стало для красноярских архитекторов основным средством выражения творческих исканий. Они видели перспективы архитектурного преобразования города в создании разнообразия форм объемов и декора зданий, представляя среду городских улиц в качестве динамично меняю¬щихся художественных образов. Многоликие фасады зданий, как живописные мазки разноцветных красок, постепенно заполняли серый «холст» городской картины. Сами здания превращались в своеобразные гигантские конструкции для демонстрации «полотен» мастеров каменного зодчества. Отдельные из домов своими рельефными формами создавали на плоскостной картине города композиционные акценты, которые в сочетании с пластикой объемов культовых зданий — храмов — являлись доминирующими элементами образного восприятия Красноярска начала XX века.

       Рубеж XIX — XX веков отмечен в Красноярске появлением первых крупных зданий промышленно-производственного назначения. В их числе был комплекс объектов железнодорожных мастерских станции Красноярск. Архитектурно-конструктивные особенности этих производственных зданий оказали значитель-ное влияние на городское строительство. Они раскрыли возможности применения в местных условиях новых конструктивных элементов, таких, как большие арочные оконные проемы и фонари верхнего света, обеспечивавшие естественное освещение помещений любой площади, металлические фермы, перекрытия и лестницы, позволявшие создавать оригинальные пространственные решения зданий. Стилеформирующая основа цехов железнодорожных мастерских еще более укрепила положение «кирпичного стиля» в градостроительстве Красноярска.

       Главные железнодорожные мастерские дали толчок развитию в городе промышленного строительства. В 1901 году в Енисейской губернии начались «подготовительные работы по введению казенной продажи питей», в связи с чем было намечено построить «казенные винные склады» — предприятия по выработке питьевого спирта — в городах губернии: Красноярске, Канске и Минусинске. 5 мая 1902 года было «совершено торжественное молебствие по случаю закладки казенного очистного склада» на Вокзальной площади Красноярска. Возглавил строительство инженер-технолог Н.Г. Шапошников. Под его руководством уже 26 августа 1903 года были проведены успешные испытания трех первых паровых котлов, а к 1905 году новое предприятие города выпустило первую продукцию. В облике здания «винного склада» наиболее масштабно и образно сохранились декоративно-конструктивные черты, характерные для «кирпичного стиля» начала XX столетия. За богато декорированными фасадами в романтическо-средневековых образах скрывалось совершенно иное внутреннее пространство, разделенное междуэтажными ярусами, соответствовавшими технологическим процессам. Разрешение этого противоречия между внутренней и наружной структурой явилось задачей очередного этапа зодчества — модерна.

       В 1909 году противопожарная комиссия Красноярска пришла к заключению о необходимости строительства нового машинного здания для 2-й пожарной части, так как прежнее здание, «построенное в 1881 году, настолько обветшало, что грозит падением» . К тому же старое здание не соответствовало состоянию пожарного дела, которое требовало, «чтобы экипаж:, лошадь и служитель находились в одном здании, что значительно ускоряет выезд обоза». Для постройки пожарной части в марте 1909 года комиссия приняла проект, составленный городским архитектором С.Г. Дриженко. Ему удалось решить задачу объединения в едином здании всех требуемых помещений и найти выразительный внешний образ для столь специфичного сооружения. Строительные работы продолжались в 1910 — 1911 годах.

       Еще одним типом промышленных зданий, построенных в Красноярске в начале столетия, является водопроводно-электрическая станция. Строительство ее началось в 1911 году под руководством инженера-электрика Б.Ю. Геце на, который подготовил технический и архитектурно-строительный проекты. Облик здания водопроводно-электрической станции в своей функциональной целесообразности наиболее ярко отразил принципы модерна в промышленной архитектуре города. 18 марта 1912 года «состоялось освящение и торжественное открытие городской электрической станции».

[1]     [2]     [3]     [4]     [5]     [6]     [7]    


К началу страницы



Яндекс.Метрика