Красноярск Архитектурный || Архитектура города Красноярска
Красноярск АРХИТЕКТУРНЫЙ
Архитектура в датах
Главная страница
История города
Архитектура города
Церкви, храмы, соборы и монастыри
Образовательные учереждения прошлого
Старые музеи города
Муниципальные, общественные здания
Жилые и торговые дома
Мосты города
Гостевая книга

[1]     [2]     [3]     [4]     [5]     [6]     [7]    

       Другим культурно-просветительским учреждением Красноярска должен был стать, по мнению городских властей, краеведческий музей для которого в начале 1910-х годов начал ась постройка собственного здания. Попросту, составленному архитектором-художником Л.А. Чернышевым, предполагалось построить трехэтажное здание в египетском стиле, нижнем, цокольном, этаже должны были разместиться рабочие помещения, библиотека, лаборатории, склад материалов. Первый и второй этажи должен был занять музей.

       Место для строительства музея городская Дума отвела на берегу Енисея, на углу Береговой улицы и Гимназического переулка (ныне ул. Дубровинского и ул. Перенсона).

       Идея возведения в далеком сибирском городе «египетского храма» была заимствована архитектором Л.А. Чернышевым, вероятно, из описаний подобного здания, построенного на Парижской всемирной выставке 1878 года.

       Несмотря на активное проникновение в жизнь Красноярска начала XX века культурно-образовательных форм деятельности, главной его градоформирующей функцией по-прежнему оставалась торговля, что являлось определяющим фактором для возникновения новых торговых предприятий, отличавшихся не только количественным разнообразием, но и спецификой архитектурных особенностей. В этой связи следует выделить постройку торгового корпуса на Новособорной (Новобазарной) площади, осуществленную городскими властями в 1907-1908 годах.

       Первоначальный замысел постройки заключался в возведении каменных гостиных рядов «для мучной и скобяной торговли с южной стороны (к саду) от старого гостиного двора, а для галантереи и мануфактуры с северной (к собору)». Таким образом, предполагалось за счет строительства новых торговых рядов сформировать на главной городской площади традиционную пространственную структуру гостиного двора.

       В ходе строительства во внутреннюю пространственную организацию торгового корпуса были внесены существенные изменения . В августе 1907 года местная газета сообщала: «Новый корпус на Ново-базарной площади под торговые помещения вчерне достраивается, возводятся уже куполообразные крыши в мавританском стиле, а верхняя часть фасада в стиле рококо. Высота крыш с украшениями доходит до 4-х сажень. Здание очень красиво и фасадом выходит к собору, отчего еще более будет выделяться между кургузыми балаганами и старым гостиным рядом» .

       Новое торговое здание получило среди горожан необычное для Красноярска тех лет название — «пассаж», что, вероятно, характеризовало некоторые его конструктивно-планировочные особенности.

       Поиски выразительных средств архитектуры общественных зданий красноярские зодчие продолжили в ряде построек 1910-х годов. В 1906 году купеческая вдова Агафья Семеновна Раззоренова уведомила красноярского городского Голову о желании построить на собственные средства ночлежный дом «в память покойного мужа Федора Федоровича Раззоренова». Городской архитектор С.Г. Дриженко составил проект ночлежного дома (1908 г.), 21 ноября 1910 года ночлежный дом был открыт и передан А.С Раззоре новой в ведение Синельниковского благотворительного общества.

       Иные исторические ассоциации использованы в создании облика здания красноярского купеческого общества. Вопрос о постройке в Красноярске «купеческого дома, который внутренним расположением и фасадом отвечал бы коммерческим нуждам общества и изяществу архитектуры», был поставлен перед городскими властями еще в 1898 году. Большой трехэтажный дом купеческого общества был выстроен на углу Воскресенской улицы и Почтамтского переулка (ныне пр. Мира и ул. Перенсона) в 1907 — 1908 годах. Городская управа поспешила перейти в еще не отделанное новое помещение. Проектные работы выполнил архитектор Л.А. Чернышев. В облике здания, в первую очередь, привлекает внимание его масштабность и обильный декор фасадов. Архитектор, таким образом, как бы продолжал общие принципы, определявшие внешний облик наиболее крупных общественных зданий города, построенных да рубеже веков (например Духовная семинария). Однако русский стиль, ставший в тот период несколько «официальным» в Красноярске, присущим зданиям духовного ведомства, Чернышев заменяет более демократичны ми готическими мотивами с чуть слышными отзвуками «египетского вкуса».

[1]     [2]     [3]     [4]     [5]     [6]     [7]    


К началу страницы



Яндекс.Метрика