Красноярск Архитектурный || Архитектура города Красноярска
Красноярск АРХИТЕКТУРНЫЙ
Архитектура в датах
Главная страница
История города
Архитектура города
Церкви, храмы, соборы и монастыри
Образовательные учереждения прошлого
Старые музеи города
Муниципальные, общественные здания
Жилые и торговые дома
Мосты города
Гостевая книга

[1]     [2]     [3]     [4]     [5]     [6]     [7]    

       И.Г. Гадалов, ожидая приближения зимы, спешно продолжил работы на строительстве дома, стараясь быстрее «подвести его под крышу», что вызвало недовольство городской управы, считавшей необходимым приостановить работы. В это же время, по словам И.Г. Гада лова, он «случайно узнал, что известный всей России, знаменитый Архитектор, господин Арнольд, выехал из Томска в Красноярск» и, что экспертизе которого он «заранее готов подчиниться». 2 ноября 1881 года М.Ю. Арнольд произвел освидетельствование» гадаловского дома. После осмотра постройки архитектор сделал заключение, что «устройство фундамента следует признать вполне удовлетворительным; толщина кирпичных стен (в 1-м этаже 4 1/2 кирпича, во 2-м 3 1/2, в 3-м 2 1/2 кирпича), особенно в двух первых этажах, более чем достаточна для прочности и устойчивости». Строительные материалы и качество работ также оказались удовлетворительные. Однако, по мнению М.Ю. Арнольда, под некоторыми стенами в подвале здания находились «пролетные арки, недостаточная толщина которых не оставляла ни малейшего сомнения в том, что эта именно техническая ошибка и была действительно и единственною причиною прошедшей катастрофы». Архитектор признал также необоснованным запрещение постройки бельведера над зданием. Таким образом, с помощью архитектора М.Ю. Арнольда купец И.Г. Гадалов получил возможность продолжать строительство дома. Руководить дальнейшими работами Гадалов пригласил того же М.Ю. Арнольда, который пересоставил проект дома, утвержденный в июне 1882 года С. Нюхаловым, исполнявшим должность городского архитектора.

       Вскоре, однако, в отношениях между архитектором и купцом возникли разногласия. М. Арнольд, объясняя случившееся, указывал на то, что И. Гадалов «распоряжается ходом работ по личному своему усмотрению, без моего ведома и согласия, а напротив прямо против моих предостережений, и по моему мнению, ко вреду прочности строения». Такие действия со стороны купца архитектор посчитал «равносильными увольнению от принятых обязанности и ответственности». И.Г. Гадалов в ответном заявлении указал, что «Архитектор Максимилиан Юрьевич Арнольд, по неизвестным мне причинам, на работах не присутствует, и по приглашениям моим являться на работы совсем отказался, а потому и я считаю его уволенным». Для окончания «некоторых незначительных работ» Гадалов пригласил, «понимающего строительное дело, господина Пряхина Павла Матвеевича, который уже и был строителем нескольких каменных домов в городе Красноярске». В следующем 1883 году, наблюдение за производством работ осуществляли инженеры С. Нюхалов и В. Шкалин, завершившие строительство дома.

       Помимо торговых помещений, в доме П.И. Гадалова было устроено в 1910 году первое в городе «специально выстроенное помещение» для кинотеатра «Патеграфа», получившего «наружный фасад и внутреннюю отделку в Египетском стиле» . Представителем купеческого семейства Гадаловых Николаем Николаевичем (сыном Николая Герасимовича) было построено первое в Красноярске специальное «каменное 1-этажное с подвалом здание для кинематографа на 400 человек» . По сведениям тогдашних газет, Н.Н. Гадалов предполагал «выстроить на углу Воскресенской улицы и Почтамтского переулка прекрасное здание по плану, заказанному в Париже, уже полученному» . Проект кинотеатра, в доработке которого участвовал городской архитектор С.Г. Дриженко, был утвержден в апреле 1911 года. 15 августа 1912 года состоялось открытие кинематографа. Здание кинотеатра, встроенное в рядовую застройку улицы, получило пространственное развитие вглубь усадебного участка. Главный фасад, богато декорированный в мотивах модерна, являлся по существу кирпичной «ширмой», за которой была скрыта тектоническая основа здания, по достоинству оцененная и сохраненная даже при коренной реконструкции кинотеатра в 1950 — 1960-х годах (ныне кинопарк «Пикра»).

       После постройки в начале 1880-х годов гадаловских домов в Красноярске наступил почти двадцатилетний период затухания крупно го частного строительства, связанный сосредоточением основного строительного процесса на сооружении Сибирской железнодорожной магистрали и с возведением крупных общественных объектов города. Наиболее типичными для каменной частной застройки Красноярска конца семидесятых — восьмидесятых годов были двухэтажные дома, проектирование которых осуществлялось местными специалистами, что определяло выбор относительно простых решений их пространственной и декоративной композиции. Компактные объемы домов, за фасадами которых почти не угадывалась их внутренняя структура, с метричным ритмом оконных проемов, напоминали маленькие крепости, поставленные среди приземистой деревянной застройки города.

       Очередной этап строительства крупных жилых зданий начался в Красноярске с 1899 — 1900 годов, с периода возведения на Воскресенской улице купцом М.И. Семеновым и мещанином И.Л. Романовым «пассажа-долга». Техническое наблюдение за работами осуществлял губернский инженер А.А. Фольбаум, который мог быть и автором проекта. Протяженный вдоль улицы фасад двухэтажного здания симметричен относительно центрального незначительно выступающего ризалита, в котором устроена проездная арка, давшая, вероятно, название дому — «пассаж». Дом Семенова — Романова и стоявший рядом с ним трехэтажный дом И.Г. Гадалова образовали первый городской квартал почти сплошной каменной застройки.

       С 1907 года в Красноярске началась своеобразная «строительная горячка». В этот же период один за другим возводятся в городе большие частные дома, проекты для которых разрабатывают, как правило, инженеры и архитекторы, приехавшие в Красноярск в начале 1900-х годов после окончания столичных высших архитектурных школ, — В.А. Соколовский, Л.А. Чернышев, С.Г. Дриженко и др. Именно с их творческой и практической; деятельностью связано появление на берегах Енисея новых архитектурно-стилевых направлений первых десятилетий XX века.

       По проектам гражданского инженера В.А. Соколовского были построены в Красноярске тех лет новые трехэтажные частные здания: дом Либмана (1909 — 1910 гг., пр. Мира, 96), 12-квартирный жилой дом (1910 —1911 гг., ул. Ленина, 62); двухэтажный дом Кохановских «для типографии» (1908 — 1909 гг., пр. Мира, 55), особняк В.Н. Гадаловой (1909 —1910 гг., ул. Маркса, 36) и дом М.М. Зельмановича (1910 — 1911гг., ул. Маркса, 73), которые объединяет единый художественный подход к решению их образного восприятия, основанный на формообразующих принципах модерна. Вместе с тем, архитектор по-разному интерпретирует эти принципы в своих постройках. Так, для больших зданий он сохраняет классическую симметрично-уравновешенную пространственную структуру, используя формы модерна только в декоративных композициях фасадов. В построении пространственных композиций особняка Гадаловой и дома Зельмановича раскрываются незаурядные способности В.А. Соколовского как план ировщика, вполне владеющего функционально-рациональными закономерностями модерна. В этих постройках, как и в более крупных, автор уделяет особое внимание их декоративному оформлению, насыщая фасады лепными рельефами.

       Иные исторические образы В.А. Соколовский использовал в оформлении торгового дома фирмы «Ревильон братья» (1914-1915 гг., пр. Мира, 49). Здесь архитектор отдает своеобразную «дань» ретроспективным направлениям русской архитектуры 1910-х годов, вновь устремившимся к классическим основам. Мотивы неоклассицизма, с характерными для них монументальностью и торжественностью, усиленными мраморно-гранитной отделкой здания, искусно сочетаются с легкостью больших оконных проемов, со свободным решением внутренней пространственно-планировочной структуры, символизируя тем самым неразрывную связь творческого процесса через преломление архитектурных форм прошлого.

[1]     [2]     [3]     [4]     [5]     [6]     [7]    


К началу страницы



Яндекс.Метрика