Современный адрес: ул. Горького, 27
    Проект монастырского ансамбля разработан иеромонахом Зосимой. Здание келейного корпуса заложено в июне 1874г. Строительство келейного корпуса осуществлено в 1879-1883 гг. под надзором архитекторов С.Нюхалова и А.Лассовского. В ходе ремонта 1914 года в трапезной была устроена Пантелеймоновская церковь, перенесенная из архиерейского дома,располагавшегося на территории монастыря. На северном фасаде корпуса была устроена паперть в виде деревянного крыльца с крышей, покрытой железом.
Архитектурные и стилевые особенности монастыря
    Здание келейного корпуса расположено на берегу Енисея. Протяженное одноэтажное здание П-образной формы имеет коридорную планировку: широкий продольный коридор делит здание на переднюю и заднюю половины, в которых расположены помещения жилого и хозяйственного назначения. В центральной части передней половины здания две поперечные капитальные стены вычленяют крупное помещение (бывшая трапезная и домовая церковь); в юго-восточном углу здания расположено крупное квадратных пропорций помещение.
    Южный (речной) фасад здания имеет 45 осей. Ритмику членений фасадов братского корпуса создают широкие пилястры, перемежающие метрический строй оконных проемов, в котором выделяются более широкие проемы, ранее освещавшие коридоры. Декоративные элементы сосредоточены на вертикальных архитектурных линиях и вокруг дверных и оконных проемов, что выявляет конструктивную структуру здания и подчеркивает его устойчивый тектоничный образ. Плоскость верхней половины лопаток энергично вскрывается мощными изломами, в которых едва угадывается мотив поребрика. Нижняя половина лопаток украшена накладной филенкой, по форме напоминающая лист. Оконные проемы охвачены кирпичной полочкой с различными по характеру "перехватами", расположенными по обеим сторонам окон. Верхняя дугообразная часть полочки увенчивается двумя вариантами деталей: либо клинчатым замковым камнем, либо элементом, напоминающим "солнечную корону".
    Декоративное обрамление окон включает "подоконные доски" в виде растянутого по горизонтали шестигранника с крестообразной деталью в центре. Оформление центральной части южного фасада несколько отличается от других фасадов. Окна имеют иной характер перемычки в виде треугольного подвышения, которое малогармонично сочетается с надоконной дугообразной бровкой. Пилястры этой части фасадов украшены небольшим киотцем с полуциркульным завершением. Внутри киотца помещена деталь — стилизованное изображение горящей свечи.
Перестройки и утраты
    В 1914 году помещения здания были частично перепланированы. Утрачены элементы внутреннего убранства, главка с металлическим крестом над центральной частью здания.
    Монастырь – памятник церковной жилой архитектуры в формах «русского стиля» последней четверти XIX века c оригинальным декоративным убранством имеет огромное значение для истории города.
К списку церквей и храмов
К началу страницы
|